Евразийский экономический союз – это международное объединение региональной экономической интеграции, действующее в рамках Соглашения и Устава о международном союзе. Основное предназначение данного объединения заключается во всесторонней модернизации и улучшении конкурентоспособных показателей национальных экономик субъектов ЕврАзЭС. Международная организация планирует создать надлежащие условия для стабильного развития экономики и повышения качества уровня жизни граждан своих стран.

В состав Евразийского экономического союза входит Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения. Международное подразделение было создано с целью гармонизации законодательства членов ЕАЭС в различных областях, включая производство и оборот алкогольной продукции. Организация ставит перед собой задачу создания целостного экономического пространства и всеобщей торговой системы. Мировой опыт взаимодействия разных стран между собой свидетельствует о том, что сотрудничество позволяет максимально эффективно решать текущие задачи.

Евразийский экономический союзЭтапы становления ЕврАзЭС

Международное объединение начало действовать с 2000 года. В период с 2001 по 2005 год были приняты соответствующие положения, закрепляющие единство норм в сфере таможенного регулирования и интеграции однотипного механизма регулирования экономик государств-участников. В последующем принимались различные корректировки, затрагивающие положение о таможенном союзе и единых стандартов сбыта различной продукции.

В последние годы были утверждены важные новшества в законодательстве, направленные на гармонизацию налоговых и иных норм. На данный момент большое внимание уделяется продвижению процесса формирования таможенного союза и защиты интересов граждан-потребителей, а также жизни и здоровья человека. Субъектами соглашения был принят соответствующий закон, закрепляющий правовые основы оборота алкогольной продукции.

Задачи международного объединения

  • Формирование надлежащих условий для реализации правовых и экономических возможностей в области свободной торговли.
  • Утверждение одинаковых стандартов нетарифного регулирования.
  • Создание общих правил в торгово-коммерческой сфере и доступа товара на рынке.
  • Достижение равных условий среди всех участников рынка, включая производителей и сбытчиков различной продукции.
  • Обеспечение надлежащего сотрудничества правовых систем разных государств с целью формирования единого правового поля.

Высшим подразделением ЕАЭС был утвержден и одобрен закон, затрагивающий правила оборота алкогольной продукции. Основное его предназначение – это недопустимость дискриминации участников, пресечение ограничения конкуренции и правовая определенность среди субъектов алкорынка. В качестве мер регулирования утверждены соответствующие протоколы и обязательные требования к участникам алкогольного рынка.

Ведущие положения соглашения о регулировании алкорынка в рамках ЕАЭС

  1. Принцип недопустимости дискриминации. Субъекты рынка не имеют права предъявлять дополнительные требования к другим государствам-членам. Деятельность участников должна обеспечивать режим наибольшего благоприятствования.
  2. Принцип недопустимости ограничения конкуренции. Субъекты соглашения не имеют права участвовать в ограничении конкуренции участников алкорынка.
  3. Меры регулирования. Законодательные органы не должны утверждать правовые положения, которые могут привести к дискриминации алкогольной продукции другого государства-участника.
  4. Обязательные требования. Все субъекты обязаны вести учет алкогольной продукции, дополнительно осуществлять маркировку в согласии с утвержденными правилами.

Федеральная служба по обороту алкогольной продукции должна следить за тем, чтобы каждая компания имела соответствующие разрешения на данный вид деятельности.

Основные направления ЕврАзЭС в сфере оборота алкогольной продукции

  • таможенный контроль

    Таможенный контроль в области сбыта алкоголя. В согласии с утвержденным законом в сфере контроля, государства-участники имеют право по взаимному согласованию производить обмен реестрами предприятий, которые занимаются производством алкоголя. Помимо этого, субъекты должны согласовывать перечни пограничных пунктов, через которые будет производиться ввоз и вывоз алкопродукции в рамках международных договоренностей.

  • Утверждение единой стоимости акцизов на алкоголь. Высший исполнительный орган выступает за введение единых стандартов фискальной политики в области акцизов на алкопродукцию. По мнению руководящего звена, данное мероприятие должно завершиться к 2022 году. При этом средняя ставка должна составить около 8,5 евро за литр этилового спирта.
  • Онлайн-торговля алкогольными напитками. В настоящий момент легализовать сбыт крепких алкогольных напитков через интернет на территории РФ не удалось. Однако участники ЕврАзЭС планируют внедрить реализацию спиртосодержащей продукции с помощью онлайн-торговли. При этом необходимо еще разработать и утвердить единые требования к организациям, которые будут участвовать в реализации спиртосодержащих напитков через интернет.

Разрабатывается также законодательное положение, касающееся основных механизмов маркировки и особенностей оборота алкогольной продукции между субъектами Соглашения. На данный момент прорабатывается основная законодательная база, которая будут регулировать идентификацию алкопродукции и формирование единого реестра между участниками. Благодаря этому удастся достичь прозрачности передвижения товара между субъектами международного соглашения.

Проблемы оборота алкоголя внутри ЕврАзЭС

Стоимость акцизов. В согласии со статистическими сведениями, наблюдается расхождение в расценках акциз на алкопродукцию. Например, в Казахстане их стоимость дешевле в 2-3 раза, чем в нашей стране. Отсутствие согласованной акцизной политики нередко приводит к реализации дешевой контрафактной спиртосодержащей продукции казахстанского производства на нашей территории. Это нередко становится следствием снижения конкурентоспособности российской спиртосодержащей продукции и потери дохода государства. Представители Росалкогольрегулирования утверждают, что большая часть изъятой продукции, которая была завезена из Казахстана, поступает из Китая. В связи с этим перед участниками Союза стоит задача выравнивания ставок акцизов.

Лимит ввоза алкогольной продукции. Законодательное положение Евразийского экономического союза разрешает физическим лицам ввозить на территорию РФ до 5 литров алкоголя из Белоруссии и Казахстана. Однако данные ограничения могут привести лишь к тому, что в последующем другие участники Союза смогут ввести данную норму и на своей территории. Все это может усложнить процесс оборота алкогольной продукции между участниками соглашения.

Преимущества участия в Евразийском экономическом союзе

  1. Увеличение объема сбыта продукции. Участие в ЕАЭС позволяет увеличить оборот алкоголя с повышенным градусом среди государств-участниц.
  2. Приобретение недорогого сырья. Со вступлением в Союз открылась возможность приобретать необходимое сырье по выгодной цене у участников Договора.
  3. Реализация алкоголя и лекарств через онлайн-платформу. Представители ЕЭК выступили за продажу продукции через онлайн-площадки. Инициаторы проекта считают, что данное нововведение позволит минимизировать долю сбыта контрафакта и повысить конкурентоспособность.

Участие в Европейском экономическом союзе открывает большие возможности перед участниками рынка, но в то же время сопряжено со многими сложностями. Реализация проектов позволит повысить качество продукции и доходы государства. Однако для согласования единых стандартов торговли и правил регулирования производства и сбыта требуется немало времени.