Система ЕГАИС «Алкоголь» функционирует следующим образом: на каждую единицу товара наносится специальное кодовое значение со всей необходимой информацией об алкогольном продукте. После внесения соответствующих сведений товар учитывается в общей базе. Все перемещения спиртосодержащего продукта моментально фиксируются путем считывания штрих-кода. Каждый субъект с целью передачи соответствующих данных должен иметь электронную подпись и подтверждающий сертификат ГОСТ Р 34.11 и 34.10-2001.
Что представляет собой ЭЦП Алкоголь?
Квалифицированная подпись установленного образца содержит важные сведения, записанные на аппаратный крипто-ключ ЕГАИС. Это своего рода пропускная система в федеральную единую базу, благодаря которой вы можете стать полноценным участником производства и сбыта алкогольной продукции. Внедрение данной системы обеспечивает государственный контроль оборота спиртосодержащих напитков на территории РФ.
В согласии с положениями Федерального закона №171 ФЗ субъекты производства и сбыта должны иметь соответствующее оборудование, которое должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации. Электронная подпись по стандартам ГОСТ Р 34.10-2001 действует до 31.12.2018 года. Более подробную информацию можно получить из соответствующей выписки из документов ФСБ России «О порядке перехода к новым стандартам ЭЦП Алкоголь…».
Современные модели усиленной КЭП с зарубежными криптоалгоритмами защищены двухфакторной аутентификацией с целью наибольшей защиты работы в системе. Ключевой носитель позволяет беспрепятственно осуществлять следующие операции:
- Выполнять вход на страницу личного кабинета на официальном сайте ЕГАИС.
- Производить отправку в соответствующую базу накладных, чеков и необходимых актов.
- Заниматься формированием журнала учета розничных продаж.
Представители Росалкогольрегулирования благодаря ЭЦП могут легко идентифицировать организацию владельца и носителя в единой системе. И в последующем при необходимости произвести требуемую проверку, например, в случае выявления неблагонадежности поставщика АП.
Основная терминология
- Сертификат. Юридически значимая официальная бумага, которая выдается субъектам единой системы с целью подтверждения идентификации. Наличие данного документа является обязательным при работе с алкогольным ЕГАИС.
- Владелец ключа. Представитель компании, на имя которого оформляется соответствующий сертификат. Уполномоченное лицо имеет право загружать документы для отчетности в электронном виде.
- Закрытый ключ. Конфиденциальная персонифицированная информация, известная только собственникам сертификатов. Используется также открытый ключ. Он доступен для всех пользователей системы ЕГАИС Алкоголь.
Получается, что ЭЦП-ключ представляет собой уникальные сведения, которые необходимы для работы с единой базой. Представленные данные могут быть как открытыми, так и закрытыми. Последние предназначены для узкого круга лиц.
Зачем необходима электронная подпись для ЕГАИС Алкоголь?
В согласии с утвержденными положениями закона, ЭП является обязательной для всех участников рынка. Например, при отгрузке продукции со склада импортера представитель компании оформляет соответствующую накладную. Документ, оформленный в бумажном виде, предоставляется экспедитору оптово-розничной организации, а электронная копия, заверенная квалифицированной подписью, направляется в единую базу. Благодаря этому представитель магазина может сверить данные из ЕГАИС с представленной бумажной накладной. В случае каких-либо расхождений составляется соответствующий акт. Это помогает избежать сбыта контрафактной продукции.
Компании и организации, которые занимаются производством и сбытом алкогольной продукции, обязаны иметь ЭЦП для ЕГАИС Алкоголь. В противном случае, возможны ненужные проверки и штрафные санкции. Для физических лиц до 15 тысяч, а для юридических подразделений от 150 до 200 тысяч рублей. Во избежание негативных последствий, необходимо вовремя продлевать соответствующий сертификат, подтверждающий законность квалифицированной электронной подписи.
Как оформить ЭЦП?
На данный момент выдачей КЭП занимается удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи. Для оформления соответствующего «пропуска» вам понадобится предоставить регистрационную и учредительную документацию своего холдинга. Сюда относится ИНН компании, Устав, выписка из ЕГРЮЛ, паспортные данные директора компании. Более подробную информацию вы сможете получить у специалистов удостоверяющих компаний. По закону срок действия криптографического ключа составляет около 1 года.
Кому нужно получить ЭЦП?
- Импортерам. Для того чтобы отчитываться перед федеральными государственными органами о сбыте спирта.
- Производителям. С целью фиксации выпускаемой продукции.
- Оптовым подразделениям. Для соответствующего учета алкогольных продуктов.
- Объектам общепита. С целью надлежащего учета и списания открытых бутылок.
Соответствующий крипто-ключ необходим во всех тех случаях, когда требуется произвести списание каждой единицы товара из-за порчи, брака и всевозможных непредвиденных обстоятельств.
Новые требования к ЭЦП с 2019 года
В целях усиления криптографической защиты законодателем были утверждены новые стандарты. Поэтому все субъекты рынка могут пользоваться старым сертификатом ГОСТ Р 34.10-2001 до конца 2018 года. С 2019 года участники сбыта алкопродукции, подключенные к единой системе, обязаны будут получить новый сертификат в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012.
Для получения юридически значимого документа вы можете обратиться в любой удостоверяющий центр. Сделать это можно как самостоятельно, так и через своего представителя. Многие компании сегодня предоставляют свои услуги путем онлайн заявки. В этом случае необходимо будет отсканировать все документы и к назначенному времени приехать в офис для получения ЭЦП.
Почему не стоит затягивать с оформлением новых сертификатов?
Осуществление деятельности без электронной подписи и соответствующего юридически значимого документа может привести к штрафам, а в последующем даже к приостановлению деятельности. Поэтому необходимо заранее позаботиться об оформлении крипто-ключа в согласии с новыми утвержденными правилами и стандартами.
Своевременное получение документа в согласии с законом позволит избежать ошибок при производстве, продаже и списании спиртосодержащих продуктов. Помимо этого у субъектов рынка появится возможность при помощи КЭП заверять квартальные алкодекларации.