Регулятор закона в действующие положения регулярно вносит соответствующие корректировки, направленные на пресечение сбыта контрафакта и любых попыток незаконного производства. Проводимое законодателем правовое регулирование оборота алкогольной продукции заключается в формировании благоприятных условий для легальных компаний и защиты интересов граждан нашей страны. Расширение теневого алкорынка требует постоянных правовых доработок и усиление надзора за субъектами сбыта.

Законодательное положение в области оборота этилового спирта и алкогольной продукции закрепляет фундаментальные положения, касающиеся производственного процесса и реализации спиртосодержащих напитков на территории нашей страны. Госконтроль в первую очередь направлен на достижение здоровой конкуренции среди субъектов рынка, защиту нравственных интересов и обеспечение безопасности сбыта алкопродукции. Всевозможные правовые новшества помогают защитить экономические интересы нашей страны и пресечь противоправные деяния в сфере сбыта.

Понятие оборота алкогольной продукции в согласии с ФЗ

На основании общих положений «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции» можно определить, что подразумевается под оборотом спиртосодержащих напитков. Сюда относится приобретение товара от отечественных и зарубежных импортеров, поставка спиртосодержащих напитков в различные страны, транспортировка, хранение. Каждый участник алкорынка при совершении операций обязан уведомлять об этом надзорные органы путем направления соответствующего уведомления через единую базу учета.

В законе об обороте алкоголя в России также содержатся положения, касающиеся использования мощностей производственного назначения. Все это необходимо для обеспечения надлежащего контроля со стороны государственных надзорных инстанций. Федеральный закон определяет правовые полномочия службы контроля за оборотом алкогольной продукции. Методика госконтроля с учетом ведения системы ЕГАИС позволяет выйти на новый уровень реализации спиртосодержащих напитков без ущерба для экономики государства. Важным для сферы общепита является то, что по закону к производству алкоголя не относятся операции, связанные со смешиванием различных видов алконапитков.

Краткий экскурс в историю правового регулирования

1985 год. Государственное подразделение в лице ЦК КПСС утвердило закон по искоренению самогоноварения. В то время началась крупная антиалкогольная кампания, которая была направлена на усиление борьбы с пьянством, алкоголизмом и незаконным изготовлением спиртосодержащих напитков. Осуществлялся жесткий контроль мест и времени продажи спирта.

1993 год. В это время был подписан соответствующий законодательный акт о введении «монополизации» на производство и сбыт алкопродукции. На тот период была сформирована госинспекция по обеспечению монополии. Однако проконтролировать и пресечь деятельность различных негосударственных производственных компаний по сбыту алкоголя было практически невозможно.

2005-2007 год. Законодатель в лице чиновников предлагал ввести монополию. Однако, по мнению президента, система надзора работала неэффективно в связи с большой коррумпированностью. В последующем был внесен на рассмотрение закон о госмонополии на алкоголь в регионах. Благодаря этому нововведению региональные власти могли учреждать компании с исключительным правом сбыта алкопродукции. К сожалению, он не был одобрен.

2009-2012 год. В этот период была утверждена антиалкогольная концепция, направленная на снижение потребления алкопродукции и достижение полного исчезновения нелегальных спиртосодержащих напитков. Дополнительно были предусмотрены специальные мероприятия по профилактике злоупотребления алкопродукции и формированию традиции здорового образа жизни. В целях регулирования оборота алкогольной продукции были внесены поправки в ПК и УПК РФ, предусматривающие наказание за производство поддельных акцизных марок.

2016-2018 год. Законодатель начал поэтапный переход на систему ЕГАИС. Благодаря ей департамент оборота алкогольной продукции в Самаре, Москве и других городах сможет отслеживать объемы сбыта алкопродукта на территории РФ. Система требует поштучного учета каждой единицы товара, что позволяет предотвратить нелегальный сбыт алкоголя и повысить конкурентоспособность производственных концернов и оптово-розничных холдингов.

Особенности правового регулирования оборота алкогольной продукции в РФ

  1. Лицензионный контроль. Соответствующие надзорные инстанции имеют право проверить наличие действующей лицензии. Документ должен быть установленного образца и действовать на данный момент.
  2. Государственный контроль. Заключается в надзоре за совершением соответствующих операций субъектами алкорынка. Например, ведение учета продукции в согласии с новыми требованиями. Любое нарушение может привести к проверке, а в случае фиксации несоблюдения закона к штрафным санкциям и приостановлению деятельности.
  3. Общественный контроль. Законодатель разрешает осуществлять надзор гражданами и общественными объединениями с целью пресечения фактов нарушения закона.

Реализация основных законодательных положений государственного регулирования в сфере оборота алкоголя предусматривает проведение внеплановой выездной проверки. Все мероприятия обычно осуществляются с предварительным уведомлением органов прокуратуры.

Нарушение положений, связанных с подключением к ЕГАИС.Когда могут изъять алкопродукцию?

  • Отсутствие разрешительной документации.
  • Невыполнение требований по маркировке.
  • Нарушение положений, связанных с подключением к ЕГАИС.
  • Несоблюдение соответствующих стандартов и технических условий, утвержденных законодателем.
  • Отсутствие документации, подтверждающей законность изготовления и сбыта алкопродукции.

Соответствующие мероприятия по изъятию производятся только в период проверки и в рамках законодательных положений. В действующих нормах указано, как выполняется контроль и изъятие алкопродукции. На официальном веб-ресурсе департамента регулирования оборота алкогольной продукции в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге субъекты рынка смогут получить соответствующую информацию обо всех нововведениях.

Основные вопросы в сфере контроля производства и сбыта алкоголя

  1. Лицензионный документ на хранение и реализацию алкогольного продукта временно приостановлен. Указания надзорного органа выполнить в установленные сроки невозможно. Что делать? В таком случае нужно незамедлительно направить в ФС РАР заявление от имени руководителя о продлении срока выполнения требований. При этом в бумаге требуется обязательно указать причины, по которым невозможно на данный момент исполнить предписание.
  2. Надзорное подразделение вынесло вердикт об отказе в продлении периода деятельности разрешительной документации. Что делать с оставшейся алкопродукцией? Исходя из требований закона, с момента признания разрешительной документации аннулированной субъекты рынка имеют право в течение 60 дней осуществить возврат или реализацию оставшейся алкопродукции.
  3. Требуется ли направлять задекларированный документ об объемах продажи в розницу в надзорное федеральное подразделение? Руководствуясь действующими положениями закона, представители розницы должны направить фискальный документ об объемах розничного сбыта по месту регистрации.

В случае превышения полномочий со стороны надзорных органов субъекты рынка имеют право обратиться в департамент регулирования оборота алкогольной продукции. Все проверочные мероприятия должны проводиться в рамках утвержденных требований регулятора закона. В противном случае любое решение и вердикт надзорной инстанции можно обжаловать в департаменте или в суде. С целью защиты своих прав всем субъектам рынка необходимо своевременно производить соответствующие преобразования в рамках новых положений закона. Например, все участники алкорынка обязаны подключиться к системе ЕГАИС. Своевременное приобретение помарочного оборудования поможет избежать ненужных проверок и административных санкций.