Фарма 2030Президент РФ поручил разработать в рамках утвержденных положений нацпрограмму по развитию и усовершенствованию нашей системы здравоохранения. В связи с этим представители Минпромторга подготовили новую стратегию «Фарма 2030». Основная ее концепция заключается в эффективном совершенствовании фармотрасли, в частности выводе российской лекарственной продукции на зарубежные рынки. Регулятор закона планирует добиться увеличения объема показателей в сфере экспорта ЛП и усиления российских позиций.

В соответствии с программой «Фарма 2030» экспорт российских фармпрепаратов должен вырасти в 5-6 раз, а медицинских изделий в 8-10 раз. Несмотря на существенные успехи в производстве отечественных жизненно-важных ЛП импортная продукция составляет около 70% рынка. Реализация стратегии Минпромторга должна привести к существенному росту производства фармпрепаратов для внутреннего и внешнего рынка. Российским компаниям сложно конкурировать с иностранными игроками, поэтому требуется государственная поддержка для реализации поставленной задачи.

Действующий проект обеспечил прозрачность движения ЛП за счет внедрения маркировки лекарств, которая официально начнет действовать с 2020 года для всех участников рынка. Все это позволит гарантировать безопасность в сфере фармацевтического обращения в РФ. Рассмотрим основные положения, преимущества и недостатки новой модели совершенствования фармпромышленности на следующий период.

Основные положения «Фарма 2030»

В целях достижения поставленных целей в соответствии с текстом документа «Фарма 2030» законодатель планирует:

  • Интегрировать прогрессивные технологии при изготовлении отечественных фармпрепаратов;
  • Усовершенствовать материально-техническое оснащение фармацевтических компаний;
  • Модернизировать процесс взаимодействия между отечественными и зарубежными субъектами рынка.

Дополнительно в проекте документа говорится о том, что требуется обеспечить отечественные фармацевтические холдинговые объединения необходимым количеством сырья. Новая модель стратегии развития Минпромторга подчеркивает необходимость интеграции передовых автоматизированных систем полного цикла. Все корректировки сводятся к тому, чтобы российская фармпродукция не только приобрела конкурентоспособные преимущества в сравнении с импортной продукцией, но и смогла выйти на внешние рынки.

По мнению Дениса Мантурова, в последние годы в России в сфере фарминдустрии были сделаны значительные преобразования. В частности, речь идет о внедрении обязательной маркировки лекарственных препаратов 2020, благодаря которой удастся сделать передвижение ЛП прозрачным, законным и легитимным. В соответствии с государственными целями и задачами «Фарм 2030» должна обеспечить:

  • Ускорение технологического развития в фармацевтической отрасли;
  • Наличие высококвалифицированных кадров в области фарминдустрии;
  • Учреждение в базовых отраслях экономики высокопроизводительной фармпродукции, позволяющей конкурировать с импортными фармтоварами и медицинскими изделиями.

При совершенствовании проекта Минпромторга должны приниматься во внимание следующие концепции: гармонизация национального законодательства с представителями ЕАЭС, модернизация подхода к ценообразованию фармпрепаратов, совершенствование каналов по активному сотрудничеству с инновационными партнерами с целью перенятия опыта и внесения соответствующих корректировок в производственный процесс.

мдлп до 2010В настоящий момент действует стратегия «Фарма 2020» до конца следующего года. На основании действующей концепции по мнению регулятора закона удалось с нуля создать платформу, которая обеспечила прозрачность движений ЛП от производителя до конечного потребителя. По мнению представителей власти обязательная маркировка лекарственных средств, которая будет действовать с 2020 года, позволит пресечь незаконный сбыт фармпродукции и поможет минимизировать убытки от «серых» нелегальных фармкомпаний.

Подводя итоги «Фарма 2020», можно сделать вывод, что стимулирование развития инновационных технологий на базовом уровне уже достигнуто. Видны зачатки достижения прозрачности движения ЛП на пути следования от производителя до покупателя. Дополнительно следует сказать о развитии фармацевтических кластеров, в котором важную роль играет химико-фармацевтические учебные учреждения. В большинстве своем цели и задачи между «Фарма 2020» и «Фарма 2030» остались прежними, однако есть одно важное принципиальное отличие. Теперь законодатель планирует значительно увеличить экспорт фармпродукции, то есть государство планирует перейти от импорт-замещающего производства к экспорту.

Прогнозы «Фарма 2030»

  1. Значительное увеличение сбыта фармпродукции в зарубежные страны.
  2. Внедрение инновационных технологий с целью повышения продолжительности жизни.
  3. Модернизация технологических процессов в области фарминдустрии.

Законодатель планирует сделать систему регулирования торговых надбавок дифференцированной, селективной для различных сегментов фармотрасли. Дополнительно он желает минимизировать количество аптечных организаций с целью повышения качества обслуживания при отпуске лекарств. По мнению экспертов оценить преимущества нового проекта достаточно сложно, поскольку многие задачи обозначены, но не прописаны конкретно, отсутствуют цифры, статистика, в частности не подведены итоги результатов «Фарма 2020».

До середины текущего года новая стратегия уже должна быть утверждена. Однако по мнению представителя Минпромторга в последующем еще будут вноситься дополнения. На сегодняшний день было выделено уже около 5 млрд рублей на реализацию проектов, связанных с производством фармпрепаратов. Итогом реализации проекта должно стать следующее – половина лекарств на фармрынке должны быть отечественного производства.

Достоинства и недостатки «Фарма 2030»

Фармацевтика сейчас развивается стремительными темпами, разрабатываются и появляются новые продукты. Для того, чтобы фармкомпании могли конкурировать с внешним рынком, необходима государственная поддержка. Среди преимуществ можно выделить следующее:

  1. фарма стратегия 2030Изменение баланса в сторону производителей. Это позволит фармацевтическим объединениями вкладывать дополнительные средства с разработку новых лекарств.
  2. Ограничение числа аптечных компаний. Увеличение числа аптечных сетей нередко приводит к понижению качества.
  3. Снижение локального рынка от импортируемой продукции. По сути, это проводимая уже в течение нескольких лет долгосрочная стратегия государства.
  4. Стимулирование экспорта. По инерционным сценариям развития отечественной фармотрасли к концу 2019 года экспорт должен увеличиться в 4-5 раз.

В целом стратегия имеет верные задачи. Однако отсутствует скрупулёзно составленный аналитический продукт со всеми необходимыми статистическими данными и выводами. Из этого видно, что проект еще будет дорабатываться.

Среди недостатков проекта можно выделить следующее:

  1. Не подведены итоги реализации стратегии «Фарма 2020», в частности ничего не сказано об обязательной маркировке лекарств, которая будет действовать с 2020 года.
  2. Отсутствуют соответствующие показатели, статистические данные, которые должны быть реализованы в течение установленного периода.
  3. Не до конца проработаны вопросы, касающиеся защиты интеллектуальных прав в сфере фарминдустрии, а также маркетингового продвижения фармпродукции.
  4. Отсутствуют разделы, направленные на совершенствование производства детских ЛП, а также фармпрепаратов для лечения онкозаболеваний.

Проект Минпромторга еще претерпит значительные корректировки. Специалисты предлагают упростить процедуру регистрации медицинских изделий и внедрить обязательное требование качества медизделий в формате утвержденного перечня стандартов. Надеемся, что внедрение положение Минпромторга посодействует возрождению фармпромышленности за счет ее перевода на инновационную модель развития.