Впервые регулятор закона заявил о внедрении программы для помарочного учета алкоголя уже в 2005 году. В тот период введение в эксплуатацию новой системы не представлялось возможным для субъектов алкорынка из-за больших финансовых вложений и сложных технических нюансов. По истечении 12 лет началось поэтапное внедрение системы ЕГАИС Алкоголь в сфере опта и розницы.

Начиная с середины 2016 года все участники рынка обязаны были регистрировать продажи в единой государственной базе. В ходе интеграции системы идентификации были выявлены недостатки. Ведь в первую очередь программа учета алкоголя ЕГАИС разрабатывалась для производственных холдингов и импортеров. Когда начали отслеживать передвижение каждой единицы товара от производственного комбината до конечного покупателя, стали фиксироваться различные сбои в системе, что приводило к ошибкам и неточностям при учете.

После доработок в 2017 году оборот алкогольной продукции стали повсеместно осуществлять при помощи новой модели учета. Пилотный проект предполагал одновременное подключение всех субъектов рынка – производителей, оптовиков и розничных сетей. Все эти изменения в большей степени затронули оптовые компании, ведь им необходимо было закупить соответствующее оборудование для идентификации каждой конкретной марки. Розничные магазины уже и в прошлом занимались сканированием и учетом каждой единицы товара.

Важная веха в истории оптовых и розничных сетей

2018 год ознаменовался переходом на поштучную систему учета, предусматривающую сканирование всех бутылок. Ранее велся партионный учет, который нередко приводил к тому, что один и тот же товар продавался сразу в нескольких торговых точках. Новшества в сфере учета сбыта алкогольной продукции потребовали от участников рынка приобретения соответствующего оборудования и устройств. На начальном этапе необходимо было закупить 2D-сканер для считывания специального кода или же ТСД – терминал для сбора данных. Помимо этого, необходимо было оформить электронную подпись для работы в системе и дополнительно автоматизировать ведение журнала учета продаж.

Особенности новой системы ЕГАИС 2018 для субъектов алкорынка

оптовая продажа алкоголяОптовики. Оптовые концерны и холдинги обязаны фиксировать в накладной документации каждую марку алкопродукции. Данные мероприятия необходимо производить при приемке товара и реализации в розницу. В согласии с правилами оборота алкоголя в Российской Федерации, оптовики должны:

  • Организовать маркировку групповой тары;
  • Позаботиться об инвентаризации и постановке имеющихся марок на третий регистр учета в единой базе;
  • Произвести отгрузку продукции с использованием групповой упаковки, а также с идентификацией партии алкогольных напитков.

Исходя из общих положений закона, оптовые компании будут обязаны сверять данные с документом, представленным в бумажном виде. В противном случае компания может быть подвергнута ненужным проверкам, штрафным санкциям и иным негативным последствиям.

Розница. Магазины и торговые центры обязаны организовать сканирование каждой марки. Все сканируемые данные должны совпадать со сведениями, отраженными в бумажной накладной. Исходя из общих положений ФЗ-171 «Об обороте алкогольной продукции», розничные сети обязаны:

  • Организовать поштучную приемку спиртосодержащих напитков;
  • Произвести все необходимые мероприятия, связанные с инвентаризацией и постановкой марок на третий регистр учета в общей базе;
  • Выполнить сбыт продукции с применением кассового ПО и соответствующего сканера штрих-кода.

В согласии с новой системой, в рознице может наблюдаться пересорт марок. Это связано с тем, что производственные концерны и оптовые сети взаимодействуют с большими объемами спиртосодержащей продукции. Ненадлежащий учет каждой единицы товара может привести к расхождениям с накладной документацией. Из-за этого нередко розничным сетям придется брать на себя все обязательства по устранению возможного пересорта. Все это побуждает субъектов рынка внимательно сверять данные в электронной и бумажной накладной.

Как участникам рынка перейти на новую систему?

  1. Произвести обновление универсального транспортного модуля до новой версии.
  2. Зарегистрировать электронную подпись в согласии с требованиями закона.
  3. Подключить и настроить систему 1С, которая обеспечит автоматизацию всех процессов.
  4. Приобрести оборудование для сканирования каждой единицы товара. Сюда относятся сканеры и соответствующие терминалы для сбора данных.

Руководителям оптово-розничного сегмента необходимо позаботиться о проведении инвентаризации остатков алкоголя. Это требуется произвести чтобы количество единиц товара строго соответствовало документальным остаткам, проведенным по системе ЕГАИС. Реализация продукции с нарушением требований помарочного учета может привести к ненужным проверкам и наложениям штрафных санкций.

Стоимость внедрения системы ЕГАИС Алкоголь

Интеграция новой системы сопряжена не только с урегулированием технических вопросов, но и с соответствующими финансовыми затратами. Субъектам алкорынка потребовалось приобрести программные продукты и аппаратные средства для приемки и сбыта продукции. В согласии с утвержденными данными, руководителям необходимо позаботиться о внедрении учетной программы 1С и средствах криптозащиты для работы в единой системе.

Средняя цена внедрения ЕГАИС Алкоголь для оптовиков

  • Компьютерное оборудование в согласии с заявленными характеристиками – 35-50 тысяч.
  • Учетная программа 1С, стандартная базовая версия – 3,5-5 тысяч.
  • Приобретение аппаратного крипто-ключа для работы в системе – 2-3 тысячи.
  • Квалифицированная цифровая подпись – 2,5 тысячи.
  • Универсальный транспортный модуль предоставляется бесплатно.

В среднем, руководителям оптового сегмента необходимо будет выделить более 45 тысяч рублей на новое оборудование. Владельцы бизнеса могут сэкономить, приобретя б/у компьютерное оборудование с требуемыми характеристиками.

Средняя стоимость интеграции ЕГАИС для розницы

  • Регистрирующее оборудование – 25-35 тысяч.
  • Сканер штрих-кодов – 9-11 тысяч.
  • Кассовая программа с платформами 1С – 10-12 тысяч.
  • Программное и торговое оборудование – около 50 тысяч.
  • Стационарный компьютер – 35-50 тысяч.

При этом в стоимость необходимо включить работы, связанные с установкой и настройкой оборудования и выезд на торговый объект заказчика. Руководителям розничных сетей потребуется дополнительно выделить более 80 тысяч рублей.

Из этого можно сделать один очень важный вывод, что переход на новую систему учета в согласии с законом 171-ФЗ по алкоголю сопряжен с большими финансовыми затратами.

внедрение егаис в рознице

Почему стоит перейти на ЕГАИС?

Последние новости в сфере помарочного учета свидетельствуют о том, что несоблюдение закона грозит штрафными санкциями. Недобросовестные участники рынка уже были оштрафованы, а деятельность некоторых была приостановлена. В прошлом году регулятор закона внес соответствующие корректировки в КоАП, предусматривающие строгую ответственность при незаконном сбыте алкогольной продукции. Руководителям оптово-розничного сегмента уже сегодня необходимо заранее продумать, как можно с небольшими усилиями и минимальными финансовыми вложениями начать работу по новым требованиям государства.